Разное -> Статьи -> Эссе о саде

САДЫ  И МЫ 

 

Любите ли вы сады? 

(Я знаю ответ, это я так, разминаюсь для храбрости). 

Давайте договоримся, что садом мы здесь будем называть то пространство, что сформировано из растущих растений. Причем не только с любовью (ибо тогда это будут наши все огороды), а еще и с талантом. 

И вот теперь я еще раз спрошу- процитирую: 

любите ли вы сады так, как люблю их я? 

Испытываете ли вы тот восторг, немыслимый и поглощающий, который распирает меня, когда я попадаю в сад, талантливо придуманный и тщательно выполненный, за которым с любовью ухаживают  много лет? 

"Ну, загнула,- скажете вы, - где ж такой взять-то?" 

А я вам отвечу: "А там же, где берут и архитектуру, которую называют застывшей музыкой"! 

Я, например, взяла их из своей юности, когда училась не только среди ансамблей Ленинграда, (тогда этот город так назывался) но и среди парков Павловска, Петергофа, Пушкина, Гатчины, Ораниенбаума. В выше  указанном термине – это тоже сады, только разросшиеся до огромных размеров. 

И перефразируя слова Гёте, я бы сказала, что сады - это живая музыка. 

Это музыка, которая "слышится" всеми нам данными органами чувств. 

По полноте восприятия искусство сада я бы сравнила только с ресторанным искусством, где тоже наслаждение получают всем, что дано человеку. 

(И здесь, конечно, тоже должно быть условие, что ресторан это не обязательно то, где занимаются пьянством и чревоугодием – это может быть что-нибудь типа - храм пищи). 

Вот читаю в дневниках молодого Толстого (ему тогда было 28 лет): "Сидя в маленьком садике, и всё глядя и глядя на эти берега, я чувствовал, как красота через глаза вливается мне в душу". 

И думаю: в саду само счастье вливается в душу. 

Сад делается из того, из чего сделан и человек. 

Мы все состоим из того, что было кода-то растением. И еще - водой, солнечным светом и воздухом. 

По-моему, по использованию материалов  искусство сада – одно из первичных искусств. 

Первичнее, может быть, только танец и пение, которые вообще не нуждаются в дополнительных материалах. Но и эти искусства не исключают себя из искусства сада. (Конечно,  если это именно искусства. Суррогаты сад,  как и дикая природа – отвергает).

Мне кажется,  красота сада входит в нас легче, чем любая другая.

Просто у нас нет возможности видеть ее в полной мере. Мы делаем мало садов. Мы много их уничтожаем еще на корню.  Но мы все же можем сравнить прелесть сада с красотой природы. Она пока у нас есть. 

Хотя дикая природа меньше любит человека.  Мне так кажется, Хотя Пушкин еще резче сказал: "…и равнодушная природа красою вечною сиять…". 

По-моему,  природа настороженно следит за человеком и далеко не каждому открывается. Она - как дикий зверёк. Надо сначала заслужить ее доверие, чтобы она тебя приняла и показала себя во всей красе. И люди, которые общаются плотно с дикой природой, это знают. 

Сад сделан человеком. И ему за это благодарен. И поэтому любит человека, как доверчивая собака, которая видела от людей только хорошее.  Он радуется вам сразу же, как только вы в нем появились. 

И я это иногда испытываю на наших объектах. Вот и ошибок наделали, и недостатки вижу. Но пока я нахожусь внутри того, что в результате наших затей и усилий растет, цветет, чудно пахнет, качается под ветром, блестит от дождя, радуется солнцу, – я чувствую себя счастливой. И я вижу, что с другими – то же самое происходит. 

Здания создаются для разных целей. Сады – только для счастья. 

И мне кажется, что из всего, что придумал в пространстве натворить человек, сады – самое лучшее. А может и не человек это придумал.  Ведь если отнестись с уважением к Библии, то Бог сотворил сад и поселил в нем человека. 

И может быть,  любой сад – это маленький рай. 

И тогда получается, что с сада все началось, садом всё и закончится. 

Смирнова Ольга 

2007г. Англия – Марокко - Англия – Россия.